16 мая 2020
457

Современная военная политика России

Кафедра всемирной и отечественной истории

Центр военно-политических исследований

 

 

 

Реферат

Тема:

Современная военная политика России

 

Контрерас Кооб Валерии

Студентки II курса МО

8 академическая группа

 

 

Научный руководитель:

Д. ИСТ. Н., профессор

Подберезкин А.И.

 

 

 

 

Москва 2020

​Политика безопасности и военная политика государства, что также относится к России, формируется в значительной степени под влиянием субъективных и скорее иррациональных факторов.Анализ этих факторов часто остается за пределами возможностей реальной политики, и тем более научных исследований. Однако такой анализ является совершенно необходимым в современных условиях, когда происходят радикальныецивилизационные изменения и развитиемеждународной и военно-политической обстановки отличается быстрой динамикой. На примере России такие радикальные изменения, произошедшие в нашей стране в 1990–2016 годы, очень глубоко отразились на самоидентификации российской нации и определении места нашей страны вконтексте мировой истории. 

​Изучать основы анализа развития международной и военно-политической обстановки в настоящее время становится обязательным и крайне важным этапом при подготовке специалистов самого разного уровня. Такую необходимость обуславливает тот факт, что в данный момент многие выпускники университетов, сотрудники органов власти, и лица, которые принимают важнейшие политические, военные и дипломатические решения, не имеют данной подготовки и способности к анализу. Вышеперечисленные персоны обретают этизнания через опыт и череду ошибок, что чреватотяжелейшими последствиями.

​В книге А.И. Подберезкина «Современная военная политика России», а также в некоторых других своих трудах, автор излагает следующее видение модели международной обстановки и вытекающей из нее военно-политической обстановки. Знание этой модели необходимо для того, чтобы иметь возможность представить себе масштаб и сложность решения научной задачи, связанной с анализом международной и военно-политической обстановки. Модель представляет собой так называемый «крест», который состоит из четырёх «лучей». Под «лучами» подразумеваютсягруппы факторов, взаимодействующих между собой. Из взаимодействия этих факторов и формируется международная обстановка, а затем внешнеполитическая и стратегическая обстановка.

​Необходимо подчеркнуть, что формирование международной и военно-политической обстановкипроисходит под влиянием не просто нескольких факторов, какими может стать политика пяти или шести ведущих государств мира. Формирование обстановки происходит во взаимодействии всех вышеперечисленных групп факторов. При этом нужно заметить, что роль этих факторов в разное время и при разных обстоятельствах такжесущественно отличается.

​Решения в области внешней и военной политики требуют затрат значительных, иногда даже жизненно важных ресурсов. Чтобы принимать такие решения, становится необходимым изначально уметь представлять себе те внешние условия, при которых будет формироваться внешняя и военная политика того или иного государства. При этом во внимание нужно принимать не только существующие условия, но и те, которые имеют место быть в среднесрочной и долгосрочной перспективе. 

​К сожалению, не все страны, и среди них Россия, следуют данному правилу. Так, в базовом документе, который характеризует состояние безопасности России, — Стратегии национальной безопасности РФ, — анализируется только современное состояние. В документе не даются какие-либо прогнозы на будущее, на ближайшую перспективу, что делает этот документ заведомо устаревшим. Такие документы, которые вытекают из Стратегии национальной безопасности РФ — например, УказПрезидента от 31 декабря 2015 года и Концепция внешней политики России, отражают ситуацию, которая имела место быть в прошлом.

​Напротив, принципиально важна следующая последовательность военного и политического планирования: сначала должен быть произведёнпрогноз международной и военно-политической обстановки, и только затем должно происходить распределение ресурсов и принятие конкретных программ развития Вооруженных Сил и строительства вооружения, военной и специальной техники. Нужно отметить, что зачастую и в России такая последовательность не всегда соблюдается. Обыкновенно в нее вмешивается субъективный фактор, иными словами, субъективная оценкавнешних угроз, которая может быть выражена переоценкой или недооценкой этих угроз, необходимость имеющегося выбора экономических, информационных, военных средств политики или предпочтения в тех или иных видах и системах вооружений или способах их использования.

​В советской и российской истории существует огромное количество примеров влияния субъективных факторов на принятие решений в области внешней и военной политики. Следует перечислить наиболее известные из них: например, Н.С. Хрущев полагал, что баллистические ракеты обесценили прежние виды оружия и поэтому сокращал авиацию и артиллерию. М.С. Горбачёв поверил так называемому «миролюбию» западных стран, и поэтому шёл на масштабные односторонние уступки. Другим важным примером влияния субъективных факторов на принятие решений в области внутренней политике является равнодушное отношение Б.Н. Ельцина к военной политике, на что президент обратил своё внимание только во время контртеррористической операции в Чечне.

​Анализ военной политики должен начинаться с анализа современной международной обстановки. Следует заметить, что такой анализ в России до 2014 года носил совершенно нереалистичный и слишкомоптимистичный характер. Он концентрировал своёвнимание на в целом благоприятных внешних условиях и даже на отсутствии внешних угроз, либо сосредотачивался исключительно на приоритетности угрозы международного терроризма.

​В связи с этим и военно-политическая обстановка, которая является неотъемлемой частью международной обстановки, включала в себя эти оценки. Из международной обстановки вытекали не только оценки внешних и военных угроз, но и задачи для военного строительства, носившего до 2015 года абсолютно необоснованный с точки зрения военной науки характер.

​Обострение международной и военно-политической обстановки в разных ее областях в 2014 году застало военную политику России на новом этапе реформирования вооруженных сил иоборонно-промышленного комплекса. Это реформирование продолжалось с конца 80-х годов XX века и фактически привело к самоуничтожению Вооруженных Сил России, последние части которых с трудом были сформированы для проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе осенью 1999 года. Ещё в 2008 году военный конфликт между Южной Осетией и Грузией, в котором участвовала Россия, стал последней военной операцией российской армии советского образца, которая показала как многие ее положительные, так и отрицательные стороны.

​Необходимо помнить, что военная политика представляет собой не только продолжение проводившейся прежде политики государства, но и следствием оценки и прогноза развития международной обстановки в мире и отдельных регионах.

​В связи с этим также нужно представлять себе описанную выше модель международной обстановки, которую формирует огромное количество факторов, чтобы такие оценки были максимально объективны и не зависели полностью от субъективных оценок политиков. Главная задача модели заключается в том, чтобы показать, что международная и военно-политическая обстановка являются результатом взаимодействия многих факторов мер, а также что в ее формировании участвует национальный человеческий капитал и его институты. 

​Зачастую при стратегическом прогнозировании развития международной обстановки эти факторы не учитываются, хотя, несмотря на все растущее усиление научного и информационного инструментария, качество этих институтов, и прежде всего среди правящей элиты, а также её способность адекватно воспринимать обстановку и заниматься стратегическим прогнозом и планированием в наше время оказывают все большее влияние.

​В заключение данного реферата нужно добавить, что именно эти субъективные и иррациональные факторы оказали решающее воздействие на политику безопасности и военную политику России в конце XX — начале XXI века и сделали ее негативным результатом деятельности различных российских элит. В целом, период с 1991 по 2016 годы был охарактеризован различным подходом правящей элиты страны к обеспечению ее безопасности, который разнился от непонимания или даже игнорирования проблемы до подчеркнуто акцентированного внимания к политике безопасности.

Список использованной литературы:

 

1. Подберезкин А.И. Современная военная политика России: учебно-методич. комплекс. В 2 т. Т. 1 / А. И. Подберезкин; [под. ред. К.П. Боришполец, О.Е. Родионова]; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. всемирн. и отеч. истории, Центр военно-политич. исследований. — Москва: МГИМО-Университет, 2017. — 817 с.
2. Подберезкин А.И. Современная военная политика России: учебно-методич. комплекс. В 2 т. Т. 2 / А. И. Подберезкин; [под. ред. К.П. Боришполец, О.Е. Родионова]; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. всемирн. и отеч. истории, Центр военно-политич. исследований. — Москва: МГИМО-Университет, 2017. — 987 с.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован