Эксклюзив
13 октября 2008
18050

Обсуждаем статью Андрея Федорова: Новые реалии восприятия России в мире

Значительное изменение ситуации после конфликта на Кавказе заставляет по новому взглянуть на вопрос о восприятии России в мире. Впервые за последние годы в информационном плане нашим противникам удалось навязать не только негативный, и даже агрессивный имидж России, возродить многие реалии периода "холодной войны". По опросам общественного мнения в ряде стран, в частности в Германии, Россия перестает быть страной, которой можно с уверенностью доверять и с которой можно сотрудничать без опаски. И от этого отмахнуться сегодня, попытавшись все списать "на врагов", просто нельзя.

Нужно честно признать, что фактически в выстраивании вновь позитивного имиджа России многое придется начинать с нуля, тем более что предстоящий период также не будет работать на нас - возможность присоединения Грузии и Украины к программе приобретения членства в НАТО остается, ситуация на Украине с учетом назначенных выборов в Верховную Раду становится все более непредсказуемой, НАТО будет форсировать свои планы по реализации системы ПРО и усиливать свое присутствие в Балтии, сложности могут возникнуть в отдельных государствах постсоветского пространства.

Сочетание всего этого с экономическим кризисом, которого России не избежать (и он может стать достаточно глубоким и долгим по времени) ставит вопрос - будем ли мы менять нашу внешнюю политику и делать ставку на ответные меры, включая военные, или будем искать некий разумный механизм взаимодействия с Западом, даже если на предстоящих президентских выборах в США победит кандидат республиканцев?

Острота этого вопроса усугубляется следующими обстоятельствами:

1. Рост недоверия к России в подавляющем большинстве стран Запада - налицо. Страну воспринимают снова как непредсказуемую, склонную к агрессии. При этом очевидна серьезная скоординированность СМИ западных стран, четко выстраивающих последние два месяца эту тему. Пока нам не удалось создать эффективную систему ответных шагов, хотя два последних месяца набюдалась беспрецедентная информационная активность Президента Российской Федерации и премьер-министра.

2. Расколоть Европу-США в плане отношения к России удалось лишь частично. Реальных союзников (и то во многом временных) - всего два - Франция и Германия. Но и они могут уйти в сторону при определенных условиях, например в случае нового энергетического конфликта с Украиной. Для них по прежнему трансатлантическое партнерство остается главным приоритетом и они объективно имеют ограниченные возможности противостоять давлению со стороны США.

3. Страны СНГ подвергаются усиленному давлению Запада. Почти никто из них не готов более ориентироваться исключительно на Россию, даже Белоруссия. Соответственно и здесь можно оказаться без поддержки (как в случае с Южной Осетией и Абхазией) в случае нового кризиса. Понятно, что при экономических трудностях, с которыми сталкивается Россия, возможности расширения финансовой и иной поддержки некоторых из них значительно сужаются.

4. Россию толкают (пока достаточно мягко) к новой гонке вооружений (под разными предлогами), к чему она не готова. Последствия могут быть тяжелыми, так как рост военных расходов в условиях кризиса объективно ударит по социальной сфере со всеми вытекающими выводами.

5. Экономическая привлекательность России снижается. Риски начинают перевешивать возможные прибыли. Серьезный западный капитал будет работать в стране, но все время оглядываться на политику. Спекулятивный капитал работать будет, но только на фиксации прибыли с возможностью нового массового бегства капиталов в любой момент. Снижение деловой активности может остро поставить вопрос о занятости, особенно среди мигрантов.

В этих условиях становится очевидным, что даже самые последовательные шаги на государственном уровне с целью вернуть доверие к России недостаточны. Их нужно продолжать, но одновременно начать параллельное движение. Его основными моментами могли бы быть:

· Усиление работы по линии неправительственных организаций. Они должны строить новый имидж России вместе с государством, но не под его давлением. "Прямая" пропаганда на Запад - бесперспективна. Только понимание того, что голос НПО может оказывать реальное влияние на настроения значительной части населения западных стран, позволит выстраивать долгосрочные и целенаправленные схемы работы, когда продвижение государственных интересов сможет осуществляться многовариантно.

· Контакты на высшем уровне не заменяют систему вертикальных и горизонтальных связей. Там, где они фактически полностью разрушены, надо создавать заново - через личные контакты, через СМИ и т.д. Особенно это касается США. Мы очень многое потеряли именно потому, что такая система оказалась разрушенной за последние годы.

· Наши идеи и предложения как переустроить мир нужно будет постоянно "прокладывать" разного рода мероприятиями и конкретными шагами. Союзников поддержать эту линию пока мало. Есть понимание того, что двигаться в таком направлении нужно, но от России требуют прежде всего конкретики новой архитектуры безопасности мира.

· Важно сегодня не скатываться к антизападным настроениям. Можно на основе объективных фактов проявлять антиамериканизм, но Европа при всех разногласиях должна оставаться дружественным партнером.

· Не вставать на путь изоляционизма. Он тупиковый. Вести диалог нужно даже там, где шансы минимальны, а нас пока воспринимают как врагов. Для этого важно задействовать все механизмы, а не только государственные.

· Дать возможность реально поработать бизнесу. Чем больше он цивилизованно будет проникать на Запад, тем больше шансов на новое нормальное восприятие России. При этом речь идет о деловом проникновении, а не скупке домов, яхт и футбольных клубов.

· Не ждать принятия Западом решений, работать на опережение, имея заранее подготовленную позицию. Особенно это касается НАТО. Если, например, Грузия и Украина все же будут приняты в программу приобретения членства в НАТО, то нужно не сотрясать воздух громкими заявлениями, а показать, что мы будем делать с политической и военной точек зрения.

· Не бросаться в объятия Китая. Он партнер, но с четкими своими интересами, которые далеко не всегда совпадают с российскими. Ситуация с признанием Южной Осетии и Абхазии - наглядный пример.

С практической точки зрения было бы целесообразно:

1. Выработать четкую стратегию поведения и сам понимать, где проходит "красная линия", которую Запад не должен пересекать ни при каких обстоятельствах.

2. Активизировать поиск "своего лица", в том числе через инициативу о новой архитектуре европейской безопасности. Наше видение процесса должно определять его дальнейший ход, хотя это объективно будет не просто.

3. Подумать о целостной системе работы на Запад не под лозунгом "Как хорошо в России", а под лозунгом "Без России у вас будут дополнительные трудности". Может быть создать какой-то координационный орган вне рамок государственных структур, который мог бы более гибко осуществлять соответствующую информационную политику.

4. Найти возможность несколько изменить тон в отношении Запада и США в особенности. Обвинять их во всех трудностях - повторять ошибки эпохи СССР.

5. Показать, что даже в условиях наступающего экономического кризиса западный капитал в России не станет объектом государственного давления.

Только скоординированный подход государства, бизнеса и неправительственных организаций даст реальную возможность избежать новой конфронтации в духе "холодной войны". При этом нужно понимать, что в новых политических и экономических условиях процесс восстановления позитивного имиджа России займет не один год.

Андрей Федоров

Обсудить на форуме viperson


2008-10-13

www.viperson.ru

Связанные публикации

6455
6222
4127
11450
2912
3197
4898
5348
5699
2892
3130
3264
4890
4500
4078
4708
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован